Москва — Петушки (Moskva – Petuški, 2007)

Obrázek

Venedikt Vasiljevič Jerofejev. Četba na pokračování.

Čte Sergej Šnurov.

Vydalo vydavatelství Sojuz v roce 2007 (celkem 4 hod. 16 min.).

Pozn.: Самое значительное из произведений Ерофеева, написанное в 1969 и получившее с начала 1970-х годов широчайшее хождение в „самиздате“ (машинопись и фотокопии), — прозаическое сочинение Москва — Петушки. Это было весьма насыщенное литературными и, в частности, поэтическими аллюзиями повествование от первого лица о злополучном путешествии в электричке за 125 километров от Москвы в городок Петушки.

Путешествие это, включающее псевдосерьезные и откровенно комические размышления и признания, гротескные бытовые зарисовки, видения, фантасмагории и откровения и как бы адекватное целой жизни, является по сути дела целостным осмыслением советской действительности в религиозно-христианском ключе. В конце концов повествователь становится мучеником этой действительности; он опознан как „чужак“, приговорен без суда и следствия и подвергнут линчеванию на советско-уголовный манер. Но прежде он выказывает себя тонким и внимательным наблюдателем и остроумным соучастником абсурдистских перипетий, складывающихся в узнаваемый на бытовом уровне образ советского существования людей, рабов и сынов Божиих. В „поэме“ нет ни обличительности, ни отстранения от действительности; вероятно, поэтому она приобрела популярность во всех читательских слоях.
_________________________________
Сергей Шнуров
представил в магазине «Республика» аудиокнигу Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» в собственном прочтении.

Как рассказал Шнуров на встрече с журналистами в воскресенье, одним из инициаторов создания аудиокниги была невестка писателя Галина Ерофеева.

«Судьба Венедикта Васильевича была тяжела. И так же, как запрещают Ваши концерты, в свое время запрещали эту книгу. То, что спустя столько лет стало возможным это издание — это чудо», — сказала она, обращаясь со словами благодарности к Шнурову.

По словам представителя издательского дома «Союз», выпустившего аудиокнигу, существовала запись произведения в авторском прочтении, и в какой-то момент возник вопрос о ее переводе в другой формат. «Ее восстанавливали по крупицам с аудиокассет, и было страшно, что скажут люди, которые знали голос Ерофеева, после прослушивания „Петушков“ в формате MP3, который существенно меняет голос», — рассказал он. Запись восстановили. Но от родственников писателя неожиданно поступило предложение, чтобы «Москву-Петушки» прочел какой-нибудь современный артист.

По словам издателя, кандидатура Шнурова была утверждена сразу, поскольку «вариантов практически не было». «Когда мне дали послушать диск группы „Ленинград“, я понял, что единственный человек, который может честно, искренне, без фальши прочесть эту книжку — это Сережа», — сказал он.

«Мне это далось нелегко. В первый студийный день у меня был жуткий бодун, и, попробовав что-то прочитать, я понял, что не в форме, на второй день бодун тоже не прошел, но работа пошла», — признался Шнуров.

На вопрос, доволен ли он результатом своего труда, Шнуров ответил, что «пока сам еще альбом толком не слышал». Самым сложным, по его признанию, был финал. «Те интонации, которые в нем звучат — это уже мои эмоции. Не факт, что они совпадут с интонациями автора», — сказал он.

Шнуров признался, что эту книгу периодически перечитывает и находит в образе главного героя — Венички — некие параллели со своей жизнью. «Я бы за это и не брался, если бы не находил какие-то обертона, которые попадали бы в резонанс с моим мироощущением», — сказал он.

По признанию Шнурова, пока он не готов ответить, какое следующее литературное произведение он бы прочел: «Я знаю одно: я никогда не прочту того, что мне не интересно. Возможно, я бы впрочел «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а из классики — «Евгения Онегина».

Поэма в прозе тридцатилетнего Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» увидела свет в 1970 году в количестве двух экземпляров, отпечатанных на машинке.

Сначала ее прочла вся Москва, потом провинция, а потом и весь мир.

Спустя почти сорок лет аудиокнига «Москва-Петушки» в прочтении Шнурова выходит тоже в двух вариантах, но — упаковки. Традиционный диск и подарочный экземпляр, выполненный в форме вагона электрички, в котором помимо диска поместились также комисксы и «майка-алкоголичка», как ее принято называть в народе.

If you enjoyed this post, please consider to leave a comment or subscribe to the feed and get future articles delivered to your feed reader.

.
Komentáře

Zatím nemáte žádné komentáře.

Napište komentář k článku

(povinné)

(povinné)